МБОУ г. Кургана «СОШ № 50»
г. Курган
  • Конкурс «Учитель года»

    Сидорова Любовь Сергеевна

    учитель географии


    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»

    Л. С. Сидорова, учитель географии

    высшей квалификационной категории,

    МБОУ города Кургана «СОШ №50»

    Практическое познание пространственного размещения объектов и явлений методом картографического исследования

      Картографический метод исследования на уроках географии является базовым, применяется с 5 по 11 класс. Использование карт увеличивает скорость, объем получаемой информации и обрабатываемых данных. Базовые карты собраны в учебные атласы по каждому курсу, но есть много новых, современных средств картографии, которые в дополнение к классическим я использую на своих  уроках.  Аморфные, геоинформационные, интерактивные, 3Д карты, карты с актуальной информацией, делают урок  ярким, лёгким для понимания,  развивают пространственное мышление, повышают интерес к изучаемому материалу, а как следствие формируют у ребят «ситуацию успеха» в познании географической науки.

    Карта – второй язык географии.
                                                               Н.Н. Баранский

      Карта не знает языковых барьеров. Невозможно представить современного человека без картографических знаний,  Мы стали больше путешествовать по миру и своей стране, перемещаться на большие расстояния, в городской инфраструктуре нас окружает большое количество картографических схем (маршруты городского транспорта, схемы районов, торговых центров, туристических маршрутов и т.д.).    Формирование у человека географического мышления стало одной из приоритетных задач географии. Мыслить географически - значит воспринимать мир как крупную сложную глобальную систему, со всеми её объектами и протекающими процессами, уметь анализировать и строить прогнозы.

      Метод использования карт для познания изображённых на них явлений называется картографическим методом исследования. Его применение основано на работе с картами как пространственными моделями действительности [1].

    По мнению К. А. Салищева,  карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:

    1. коммуникативную - по хранению и передаче пространственной информации;
    2. оперативную - связанную с непосредственным решением различных практических задач (навигация, строительство, сельским хозяйством и т.д.);
    3. конструктивную - по применению карт для разработки и реализации всевозможных экономических  и социальных проектов;
    4. познавательную - для пространственно-временных исследований явлений природы и общества;
    5. прогностическую - для предвидения явлений, их распространения, изменения во времени и будущих состояний [2].

      Одна из важнейших - КОММУНИКАТИВНАЯ функция. Знание картографического языка позволяет  осуществлять перевод информации с языка символов, получать необходимую информацию и использовать её для развития у обучающихся умения методом картографического исследования изучать пространственное размещение объектов и явлений.

    Цель работы:   рассмотреть применение картографического метода изучения географии с использованием нестандартных карт.

    Под нестандартными картами мы понимаем карты с различной информацией, представленные современными картографическими методами.

     Пожалуй, нет лучшего способа проиллюстрировать экономические, социальные и культурные различия между частями мира, чем отобразить их на карте.

    На уроках географии ребята приобретают навыки «чтения» картографической информации. В педагогической практике географы часто используют следующие понятия«знать карту», «читать карту». 

    «Знать карту» подразумевает умение учащихся ориентироваться по карте и показывать необходимые географические объекты (номенклатуру). 

    «Читать карту» означает владение учащимися приёмами сравнения, наложения, описания географических объектов, создания «географических образов».

     В. П. Голов в своих работах о карте отмечает: «географические образы, сформированные с помощью карты …-  это еще не географические знания. В них отсутствуют такие важные компоненты географических знаний, как факты, закономерности, теории». Поэтому изучение карты должно сопровождаться научной, энциклопедической, справочной информацией, что позволит сформировать образное представление географического объекта, вызвать ассоциации [3].

    Классификация нестандартных карт

    1. Анаморфические карты;
    2. Рельефные карты;
    3. Тематические карты с актуальной информацией;
    4. ГИС карты;
    5. Gif-карты;
    6. Спилс-карты.

    Использование нестандартных карт.

    Использование нестандартных карт помогает не только изучать школьный курс географии, всем известные данные, но и необычные, странные и интересные факты, которые помогают взглянуть на наш мир по-новому.

    1. Анаморфические карты.  Карта-анаморфоза - карта-искажение. На научном языке карты-анаморфозы - это картографические схемы, на которых территории государств конструируются сообразно заданной переменной. В пределах своего естественного геополитического положения и привычных контуров государственных границ одни страны оказываются вдруг непомерно огромными, а другие - едва различимыми точками, ниточками или совсем исчезают с лица Земли при нулевых и отрицательных значениях ведущего показателя (приложение 1).

    При изучении раздела «Население мира» в 10 классе можно использовать аномарфему с изображением размеров каждой страны, демонстрируя долю их населения в общей численности населения мира, при этом все страны на карте мира сохраняют свои привычные географическое положение и очертания. Индия (тёмно-жёлтый цвет), Китай (ярко-зелёный цвет), и Япония (лиловый) выглядят на карте крупнее других стран, значительно превосходя свои географические размеры, потому, что доля их населения очень велика. Россия на карте выглядит узкой зелёной полоской. Но если мы посмотрим на аномарфему экспорта нефти или газа, то картина будет иной, Россия выйдет за пределы  привычных размеров.   Аномарфемы эффективно использовать в курсе «География России» (8-9 класс), например, на  уроке по плотности населения (приложение 2), где наглядно видно, какие регионы перенаселены, а где в стране проживает меньшее количество населения.

    С использованием аномарфем мною создана система практических работ в курсе «Социально экономическая география мира». (Приложение 3)

    2. Рельефные карты. Информация на этих картах показана не в двухмерной проекции, а в трёхмерной. Даже на плоском листе можно показать трёхмерное изображение объектов и явлений.  Такие карты помогают ребятам быстро и правильно понять тему рельефа. Часто ученики ассоциируют зелёный цвет на карте с растительностью, а не с равнинами и низменностями, используя данный тип карты  ребята правильно понимают  данную тему (приложение 4).  С данными по численности населения тоже можно работать с рельефной картой (приложение 5). На данной карте мы видим, что плотность населения России представлена в трёхмерном изображении, где сразу мы можем понять разницу не только в расселении населения, но и в численности населения отдельных городов. По обычной географической карте мы не сможем сравнить города-миллионники, так как они показаны пунсонами одного размера, а на данной карте разница в численности населения наглядно видна.

    Рельефные карты использую при проведении практических занятий в 7 классе курса «География материков и океанов». (Приложение 6).

    3. Тематические карты с актуальной информацией. Пожалуй, нет лучшего способа проиллюстрировать экономические, социальные и культурные различия между частями мира, чем отобразить их на карте. Каждая из таких карт содержит статистические сведения, из которых можно сделать любопытные выводы. Например, на первый взгляд не очень нужная информация при изучении машиностроения мира (приложение 7). Карта «Правостороннее и левостороннее движение в мире» помогает  ребятам не только увидеть закономерности размещения предприятий автомобилестроения, но и, опираясь на знания истории, объяснить данные закономерности, а главное - перенести эту информацию на мировой экспорт автомобилей. Использование карты «Владельцы криптовалют по всему миру» (Приложение 8), где методом цветового фона отмечена доля людей в стране, владеющих криптовалютой, позволяет сделать вывод о данном секторе в мировой экономике, не только при изучении экономической географии, но и на уроках  курса «Финансовой грамотности».

    Использование таких карт на уроках увеличивает интерес к изучаемой теме, помогает развивать пространственное мышление, находить причинно-следственные связи.

    Широко использую в 9 классе данный вид карт в практических работах по  оценке географического положения России и темах «Народонаселение России». (Приложение 9).

    4.  ГИС карты.  Геоинформационные системы (ГИС) –  прогрессивные компьютерные технологии, которые используются для создания карт и оценки фактически существующих объектов, а также происшествий, случившихся в мире. При этом визуализация и пространственные обзоры сочетаются со стандартными процессами, с базами данных, введением сведений и получением статистических результатов.

    Интерактивные электронные карты имеют много преимуществ по сравнению с печатными картами, их демонстрационные возможности существенно выше. При работе с интерактивной картой можно приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения, упрощать карту, снимая частично обозначения. Можно самостоятельно делать рисунки на карте или наносить необходимые надписи и пояснения. Электронные карты можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Интерактивные карты содержат привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал.

    Я широко применяю ГИС карты: Гугл-карты, Яндекс-карты, 2ГИС, и Maps.me во внеурочной деятельности при проведении полевых исследований, турпоходов, туристических экскурсионных поездок.

    Активно ГИС карты использую в «Начальном курсе географии» (5-6 класс) при изучении тем: «Шарообразность Земли», «Земля в Солнечной системе».  Спутниковые карты помогают лучше раскрыть тему «План местности», ребята проводят сравнительный анализ плана местности и спутниковой карты, а также сами составляют план территории https://www.google.cat/maps/

    Большинство сервисов погоды предоставляют синоптические онлайн-карты, я их использую при изучении темы: «Атмосфера», где мы смотрим климатические показатели онлайн и во времени https://yandex.ru/pogoda/maps/pressure,  а также многое  другое.

    Карты очень разнообразны, существуют даже карты для аллергиков – «Распространения пыльцы различных растений» в режиме онлайн.

    Примеры практических работ в «Начальном курсе географии». (Приложение 10).

    5.  Gif карты.  Карты используют анимацию для добавления временного компонента.  Анимация временной карты показывает постепенные изменения с течением времени. Gif карты можно назвать анимированными картами временной шкалы, они могут быть полезным справочником для изучения изменений, происходящих на каждом этапе, и анализа постепенного продвижения с течением времени. Очень информативны анимации, показывающие географические процессы.

    Карта «Смена времён года на карте мира» в течение 4х-секундной анимации ярко демонстрирует изменение снежного покрова на нашей планете, данную карту использую при изучении климата мира в 7 классе (Приложение 11).  Долгий процесс формирования  современного очертания материков от распада Пангеи на Лавразию и Гондвану, а позже и на 6 континентов представлен за 29 секунд на карте «Движение материков». (Приложение 12).

    Примеры использования Gif карт в курсе «География материков и океанов». (Приложение 13).

    6.  Спилс-карты -  учебно-игровое пособие по изучению административно-территориального устройства Российской Федерации представляет собой комплект игровых элементов, изготовленных путём разрезания древесных материалов на части по линиям границ  и имеющих на лицевой стороне текстовые обозначения, а на тыльной - зафиксированный магнит, а также специальное игровое поле. Данный вид карт использую весьма эффективно при изучении административно-территориального деления России и Курганской области.

    В моём ассортименте есть спилс-карта Курганской области; карты России, к сожалению, нет, но ежегодно с ребятами, сдающими ЕГЭ по географии, мы выходим в библиотеку имени Потанина для работы с данной картой, что позволяет быстро и эффективно отработать территориально-административное устройство нашей огромной страны. (Приложение 14).

    Технология картографического метода (приложение 15).

    Положительные результаты:

    Используя картографический метод обучения, совмещая в учебном процессе стандартные и  нестандартные карты, я получила положительные результаты: 

    1.  увеличивается объем и скорость обработки учебной информации;  
    2. повышается качество отбора и структурирования информации;
    3. развивается умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и обосновывать его.

     

        Технологичность метода.

             Географическая карта является универсальным инструментом познавательной деятельности, наглядным отображением процессов и явлений, изучаемых в различных школьных курсах. Наиболее широко можно использовать Gif карты на уроках истории, где визуализированы в динамике территориальные изменения границ государств, проследить военные походы. Статистические данные, представленные на картах, помогают более глубокому анализу и выявлению причинно-следственных связей.

             На уроках биологии и экологии можно показать ученикам пространственно - временные изменения географической оболочки, а на тематических картах  отображать любые качественные и количественные характеристики с привязкой к территории.

    На предметах филологического цикла карты можно применять для сравнительного анализа произношений, происхождений слов и устойчивых выражений.

    В целом любые качественные и количественные характеристики, статистические данные, изучаемые по школьной программе, можно познавать с помощью карт различного содержания. Географические карты в разнообразных вариациях являются предметом более интересной подачи учебного материала.

     Уровни обученности школьников в работе с базовыми и нестандартными картами (приложение16):

    • понимать карту (1 уровень);
    • читать карту (2 уровень);
    • знать карту (3 уровень).

       Осмысление учебного материала будет только в том случае, если у учащегося есть определённый набор представлений, фактов, данных и т.д. Учить и развивать  детей необходимо на уроке, так как именно здесь идёт формирование интереса к предмету через творческую деятельность.

    Результаты деятельности.

    Картографический метод с течением времени эволюционировал и стал более актуальным в жизни современного человека. Многие исследователи картографического метода, а также психологи, педагоги, методисты видят огромное значение использования карты в обучении и воспитании школьников.

    Возможности преподавания географии значительно расширяются при использовании нестандартных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов, приводят к активизации исследовательской, самостоятельной, творческой деятельности учащихся.

    Можно с полной уверенностью говорить о существенных результатах применения нестандартных карт на уроках географии:

    • учащиеся лучше стали знать и «читать» карту;
    • сформировался определённый уровень географического мышления. Учащиеся, глядя на карту, стали представлять  территорию, её масштабы, природные объекты и явления, социальные  процессы;
    • возросло количество учащихся, умеющих выявлять  географические закономерности;
    • учащиеся стали  активными участниками  олимпиад по географии, научно-практических конференций;
    • при ГИА в выборе предмета в 9 классе, географию выбирают более 90 % выпускников;
    • ежегодно более 30 человек готовят индивидуальный итоговый проект и исследовательский проект по географии.

    Таким образом, география действительно начинается с карты, а картографический метод исследования – самый важный в этой дисциплине.

    Список литературы.

    1. Рабочая тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине: «Картографический метод исследования»  // Сост. В.А. Морозова. - Саратов, «Лицей», 2019. - 44 с.
    2. Салищев, К.А. Картоведение // М; Просвещение, 2008. – 297 с.
    3.  Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования // М; Просвещение, 2009.  - 480 с.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie